Уроки психолога — Речь — всему голова

Знаменитая фраза: «Казнить нельзя помиловать» отлично иллюстрирует не только значение знаков препинания в письменной речи, но и роль интонации в устных высказываниях. Часто дело бывает не столько в том, что сказано, куда важнее тон высказывания. Недаром говорят: тон делает музыку.

Уроки психолога - Речь - всему головаПопробуйте мысленно произнести на разные лады такие строки из Евангелия от Матфея: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить» (напомним, что так говорил Спасителю один из больных проказой). Какой смысл получается? В зависимости от интонации, вы, не меняя ни слова, полностью меняли смысл высказывания, от «Малыш, если хочешь, можешь взять конфетку, я разрешаю» до «Отче, если у Тебя есть желание помочь мне, Ты сможешь победить мою ужасную болезнь».

Вспомните, сколько раз вы слышали «если хочешь» от своих домочадцев: в одних случаях от этих слов веяло могильным холодом, в других — они, словно кислотой, разъедали вашу душу, а подчас их без преувеличения можно было уподобить извержению потоков лавы из жерла огнедышащего вулкана. Вы отлично понимали, что, хотя фраза начинается со слов: «Если хочешь…», ваше настоящее желание ни в коей мере не интересовало собеседника. Но всегда ли вам удавалось адекватно отреагировать на подобные словесные выпады?

Интонационные атаки принадлежат к числу весьма распространенных способов подавления свободы личности, и наше неумение грамотно от них защищаться нередко оборачивается стрессами и другими серьезными неприятностями. Поэтому давайте попробуем примерить на себя своеобразную «интанационную кольчугу».

Для начала вспомним пятиконечную звезду магов.

Уроки психолога - Речь - всему головаОгню в ней соответствует пламенная речь воодушевленного оратора или пышущая гневом тирада возмущенного человека.

Земле — четкие, лишенные эмоций интонации научного сообщения. Металлу — резкий окрик с металлом в голосе.

Воздуху — легкие, словно бы порхающие интонации репортера, на бегу берущего интервью у какой-либо знаменитости.

Воде — убаюкивающие волны сказок старой бабушки.

Дереву — манера перерастать из одного состояния в другое, характерная для умелого рассказчика анекдотов.

Последовательно перечисляя конце этой звезды по часовой стрелке, то есть меняя интонацию беседы в этом направлении, мы, что называется, подливаем масла в огонь.

Как же это получается? Подобно тому, как в физическом мире дрова (дерево), подброшенные в огонь, продлевают время горения, так и пассаж про Ерему, появившийся в жарком споре про Фому, еще больше повысит накал страстей, а отнюдь не отвлечет внимание оппонента и не будет способствовать переводу разговора в более конструктивное русло.

Аналогично анекдот, рассказанный во время острой дискуссии, далеко не всегда помогает снять накал страстей, поскольку спорщикам, задетым за живое, как правило, бывает не до шуток. Мир между ними обычно наступает лишь после того, как дерево оказывается без остатка поглощенным огнем.

Теперь вспомним о том, что в природе оставшаяся после костра зола (земля) повышает плодородность почвы, поэтому доведенные до логического завершения жаркие споры (огонь) приносят людям несомненную пользу: в спорах рождается истина.

В земле образуются полезные ископаемые, в том числе металлическая руда (металл) и сопутствующие нефтяным месторождениям газы (воздух). Поэтому четкие «земные» интонации констатируемых одним из собеседников фактов облегчают другим участникам разговора легкое (воздушное) комментирование услышанного и в конце концов порождают приказы, не терпящие возражения и отдаваемые с нотками металла в голосе.

Уроки психолога - Речь - всему головаПодобно тому, как в природе существует газ, именующийся «порождающим воду» (водород), так и в разговоре избыточная воздушность интонаций обладает свойством служить источником воды. Вспомните хотя 6ы популярную строчку из старой песенки: «Заседаем — воду льем…»

Таким образом, чтобы из спора родилась истина, а не склока, часто оказывается достаточно всего лишь не начинать беседу в красках предшествующего луча этой волшебной пятиконечной звезды.

Другим ключом к успеху является прочтение той же самой звезды по прямым линиям, связывающим между собой ее концы. И вновь взаимодействие различных манер ведения разговора будет полностью соответствовать взаимодействию стихий в природе.

Попробуйте раздуть костер (добавить воздух в огонь) — и пламя разгорится сильнее прежнего. Поэтому нельзя жаркую дискуссию (огонь) погасить легкой, поверхностной репликой (воздухом).

Согрейте воду (добавьте в нее огонь) — и она закипит. Попробуйте с энтузиазмом пламенного трибуна (огонь) рассказать безобидную детскую сказку (воду) — и она превратится в настоящую страшилку с кипением нешуточных страстей.

Оросите пустыню (добавьте воду к земле) — и она станет плодородной. Посадите растение (дерево) на плодородную почву (землю) — и оно принесет урожай, обогатит атмосферу кислородом (улучшит воздух).

Также и в разговорах констатация известных фактов (земля), обогащенных фантастическими сюжетами и завораживающими интонациями (вода), способствует дальнейшему росту идей (дерево). Ну а дерево, выразившееся как смешная форма подачи очень серьезных сведений, или, напротив, уморительно-серьезное повествование о том, что в конце концов оказывается всем лишь веселым розыгрышем, порождает легкую (воздух) атмосферу общения.

Если вы усвоили эти нехитрые правила игры, перед вами открыты широчайшие горизонты для самостоятельного творчества. Найдите образно-смысловую характеристику, соответствующую речи собеседника, и, если она вас не устраивает, ищите «противоядие». Как правило, это не составляет особого труда, ведь, рассказывая впоследствии о состоявшемся споре, мы часто используем многочисленные метафоры из мира природы.

Уроки психолога - Речь - всему голова«Он прямо-таки клокотал от ярости», -вспоминаете вы. Значит, это была энергия кипятка (сочетание воды и огня), являющаяся весьма эффективным средством от «сальных» интонаций (как известно, жирную посуду следует мыть горячей водой). Некто любит пускать пыль в глаза? Значит, нужно «проветрить разговорное пространство, используя для этого воздух. Чьи-то слова тяжелым бременем ложатся на ваше сердце? Попробуйте ответить на них в манере дерева, начиная за здравие, а заканчивая за упокой тех самых идей, которые воспринимаются вами как попытка собеседника придавить могильным камнем вашу персону. Никогда не забывайте, что тоненькой травинке удается пробиться сквозь толщу тяжелого асфальта.

Видите: появляется целостная драматургия разговора, простая беседа выстраивается, как спектакль — с прологом, действием, взрывом страстей и эпилогом.

Начните эту игру — и вскоре вы с изумлением заметите, что вас перестали задевать интонации собеседников. Станет меньше негативных эмоций, не останется повода переходить на личности, в итоге значительно больше внимания можно будет уделить существу обсуждаемых вопросов.

Автор — Лидия НЕВЕДОМСКАЯ, «Магия женщины»

Нелюбовь с первого взгляда

Мыслевирусы

Вы уже голосовали

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.