Эти строки из стихотворения Самуила Маршака может примерить на себя каждый, кто хоть раз в жизни прогулял уроки под предлогом того, что у него заболел живот или голова.
Причины, почему дети иногда становятся симулянтами, выясняем вместе с психологом Елизаветой Бояровой, г. Санкт-Петербург
Ребенок привлекает к себе внимание
Может, ему кажется, что он никому не нужен, ведь мама стала уделять меньше внимания, когда в семье появился младший брат или сестра. Тогда он подсознательно решает, что, если заболеет, то все об этом узнают и расстроятся. Ребенок останется дома с мамой. Возможно, ему даже купят новую игрушку. Со временем маленький человек понимает: эта тактика работает, а организм на автомате начинает повторять то, что ему выгодно.
Что делать
- Оцените состояние. Нормой считается, если дошкольник и младший школьник болеет до 10 раз в год. Болезни становятся спутниками малышей, которые проходят адаптацию в саду и школе, ведь кроме вирусов на организм влияет еще и стресс. Чтобы этот период прошел безболезненно, заранее приучайте детей к режиму, навыкам самообслуживания и соблюдайте принципы постепенности.
- Не обвиняйте в обмане, даже если подозреваете его. Чтобы проверить догадки, расспросите ребенка, где и что болит. При стимуляции он будет соглашаться сразу со всеми предложенными вариантами, но быстро забудет о проблеме, когда получит желаемое: похвалу, тактильный контакт, сладости. Старших детей тоже легко подловить. Попробуйте ужесточить режим: не разрешайте вставать с постели, уберите гаджеты, отмените запланированное мероприятие. Симулянтам сразу станет легче! А еще скажите: «Мне кажется, ты заболел из-за того, что не хочешь в школу. Это не выход из ситуации. Расскажи, какие сложности возникли, будем разбираться вместе».
В семье есть культ болезни
Например, мама постоянно говорит, что обо всех беспокоится и принимает все близко к сердцу.
Но из-за этого у нее часто болит голова. Ребенок соединяет два факта и делает выводы: жизнь в состоянии боли – признак доброго и отзывчивого человека.
А если ничего не болит – значит наоборот.
Чтобы соответствовать, он может придумать болезнь.
Что делать
- Избавьте от привилегий. Отношение к заболевшему ребенку не должно быть лучше, чем к здоровому. Пилюли должны быть не сладкими, а горькими. В больнице должно быть мне комфортно, чем дома.
- Устраивайте выходные. Если видите, что ребенок устает в школе, выберите вместе с ним конкретный день прогула. Допустим, каждая третья пятница месяца. С таким графиком он перестанет придумывать отговорки и будет ждать законного выходного.
- Используйте методику «клин клином вышибают». Иногда проблем физического плана у ребенка нет, но психологически он чувствует себя подавленным. Мозг быстро запоминает определенную схему поведения и действует, ориентируясь на нее. Заменить одну установку ан другу ю помогает шоковая терапия. Дайте возможность спокойному ребенку позлиться либо попробовать то, чего боится. А неусидчивому, шебутному, наоборот, создайте долгожданное радостное событие.
- Примените ритуал. Пусть ребенок выбросит в урну или сожжет старую вещь. В этот момент сконцентрируйте его внимание на том, что вместе с вещью уходят все его болезни и проблемы.
Личностный рост
Детский организм как маленькое растение – очень уязвим.
Его защитные и адаптивные системы еще формируются, постепенно приспосабливаясь к изменяющимся условиям.
Находясь в постоянном стрессе, организм периодически дает сбои.
А для родителей это сигнал о том, что ребенок нуждается в поддержке.
Прежде всего, говорите с ним по душам.
Что делать
- Придумайте сильную мотивацию. Как только у человека появляется значимая цель, он готов ради нее горы свернуть.
- Поддерживайте в любых начинаниях, чаще разговаривайте и хвалите.
Источник: «Домашний»